Зона санитарной охраны

” alt=”Зона санитарной охраны”

 

Зона санитарной охраны

” alt=”Зона санитарной охраны”

Организация и цели зон санитарной охраны

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала.

Назначение первого пояса — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения.

В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений.

В зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), определяется комплекс необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Выбор источника хозяйственно-питьевого водоснабжения
Для отдельных объектов возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.

Для этого, в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора заказчик представляет материалы, характеризующие источник водоснабжения, в т.ч. ориентировочные границы ЗСО и возможные источники загрязнения.

Акт о выборе площадки (трассы) подписывается при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Определение границ поясов Зоны санитарной охраны

Факторы, определяющие ЗСО

Дальность распространения загрязнения зависит от:

• вида источника водоснабжения (поверхностный или подземный);
• характера загрязнения (микробное или химическое);
• степени естественной защищенности от поверхностного загрязнения (для подземного источника);
• гидрогеологических или гидрологических условий.

Для поверхностных источников границы устанавливаются:

для водотоков

1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению;

2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий;

3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;

для водоемов

1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях;

2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий;

3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.

На что влияет Зона санитарной охраны

Значимость Зон санитарной охраны

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.

Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02:
На территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):

  • посадка высокоствольных деревьев;
  • все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;
    прокладка трубопроводов различного назначения;
  • размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;
    проживание людей;
    применение ядохимикатов и удобрений;
  • спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;
  • купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

На территории второго пояса запрещается:

  • размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
  • применение удобрений и ядохимикатов;
  • рубка леса главного пользования и реконструкции.

Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

  • выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;
  • закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;
  • размещение объектов, которые значительно влияют на окружающую среду, например: складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

Другими словами, правообладатели земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них, попадают в зону риска, которая грозит, либо изъятием земельного участка, либо невозможность использования его по целевому назначению.

Как отменить Зону санитарной охраны источников водоснабжения

Процедура отмены Зон санитарной охраны

В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.

Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.

Границы зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02.

Зона санитарной охраны, должна быть отображена в составе Генерального плана населенного пункта или городского округа.

В соответствии с Градостроительным Кодексом, генеральный план, является документом территориального планирования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:

1) границы поселения, городского округа;
2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;
3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;
4) особые экономические зоны;
5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
6) территории объектов культурного наследия;
6.1) территории исторических поселений федерального значения, регионального значения;
7) зоны с особыми условиями использования территорий;
8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
8.1) границы лесничеств;
9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов.

Согласно положениям части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий в том числе и зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

  • определение границ зоны и составляющих ее поясов;
  • план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
  • правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В силу абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также предусмотрено, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, уполномоченный орган, назначенный утверждать проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, обязан направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов в части своей компетенции.

Таким образом, утверждение и установление границ зон санитарной охраны источников водоснабжения, должны соответствовать следующим критериям:

• разработка плана мероприятий по установлению ЗСО;
• разработка проекта ЗСО, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов;
• принятие и утверждение Зон санитарной охраны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
• внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о границах водоохранных зон.

На момент принятия Постановления об утверждении нормативного акта – генеральный план должен соответствовать вышеуказанным критериям.

В случае нарушения процедуры установления ЗСО нормативный акт – генеральный план в оспариваемой части, затрагивает права и законные интересы правообладателя земельного участка, находящегося в зоне санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Заинтересованное лицо, права которого затрагиваются генеральным планом вправе признать его недействующим в той мере, в какой при утверждении генерального плана населенного пункта, не был соблюден порядок установления границы зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Related Post

Схема расположения земельного участкаСхема расположения земельного участка

ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ   Схема расположения земельного участка  Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на

Как разрешить спор об определении границ земельного участкаКак разрешить спор об определении границ земельного участка

ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ   КАК РАЗРЕШИТЬ СПОР ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА? Нередко у граждан возникают споры об определении границ земельного участка. Узнать, как разрешить споры, поможет нижеприведенная информация, подготовленная специалистами

” alt=”ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ СНЯТИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ В ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ”

Внесены изменения в части снятия ограничений в обороте земельных участковВнесены изменения в части снятия ограничений в обороте земельных участков

ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ   Содержание ограничений оборота земельных участков Под оборотоспособностью принято понимать возможность свободного отчуждения земельного участка или его перехода от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования,

” alt=”Кадастровый план территории”

Кадастровый план территорииКадастровый план территории

ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ   Кадастровый план территории Кадастровый план территории — что это и где заказать? Кадастровый план территории (КПТ) — документ, составленный на основе картографических данных, сведений из реестров и

Заказать консультацию

 

 

    ×
    Заказать звонок
    +
    Жду звонка!