Зона санитарной охраны

 

Зона санитарной охраны

” alt=”Зона санитарной охраны”

Организация и цели зон санитарной охраны

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала.

Назначение первого пояса – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения.

В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений.

В зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), определяется комплекс необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Выбор источника хозяйственно-питьевого водоснабжения
Для отдельных объектов возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.

Для этого, в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора заказчик представляет материалы, характеризующие источник водоснабжения, в т.ч. ориентировочные границы ЗСО и возможные источники загрязнения.

Акт о выборе площадки (трассы) подписывается при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Определение границ поясов Зоны санитарной охраны

Факторы, определяющие ЗСО

Дальность распространения загрязнения зависит от:

• вида источника водоснабжения (поверхностный или подземный);
• характера загрязнения (микробное или химическое);
• степени естественной защищенности от поверхностного загрязнения (для подземного источника);
• гидрогеологических или гидрологических условий.

Для поверхностных источников границы устанавливаются:

для водотоков

1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению;

2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий;

3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;

для водоемов

1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях;

2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий;

3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.

На что влияет Зона санитарной охраны

Значимость Зон санитарной охраны

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.

Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02:
На территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):

  • посадка высокоствольных деревьев;
  • все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;
    прокладка трубопроводов различного назначения;
  • размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;
    проживание людей;
    применение ядохимикатов и удобрений;
  • спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;
  • купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

На территории второго пояса запрещается:

  • размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
  • применение удобрений и ядохимикатов;
  • рубка леса главного пользования и реконструкции.

Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

  • выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;
  • закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;
  • размещение объектов, которые значительно влияют на окружающую среду, например: складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

Другими словами, правообладатели земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них, попадают в зону риска, которая грозит, либо изъятием земельного участка, либо невозможность использования его по целевому назначению.

Как отменить Зону санитарной охраны источников водоснабжения

Процедура отмены Зон санитарной охраны

В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.

Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.

Границы зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02.

Зона санитарной охраны, должна быть отображена в составе Генерального плана населенного пункта или городского округа.

В соответствии с Градостроительным Кодексом, генеральный план, является документом территориального планирования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:

1) границы поселения, городского округа;
2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;
3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;
4) особые экономические зоны;
5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
6) территории объектов культурного наследия;
6.1) территории исторических поселений федерального значения, регионального значения;
7) зоны с особыми условиями использования территорий;
8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
8.1) границы лесничеств;
9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов.

Согласно положениям части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий в том числе и зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

  • определение границ зоны и составляющих ее поясов;
  • план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
  • правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В силу абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также предусмотрено, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, уполномоченный орган, назначенный утверждать проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, обязан направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов в части своей компетенции.

Таким образом, утверждение и установление границ зон санитарной охраны источников водоснабжения, должны соответствовать следующим критериям:

• разработка плана мероприятий по установлению ЗСО;
• разработка проекта ЗСО, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов;
• принятие и утверждение Зон санитарной охраны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
• внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о границах водоохранных зон.

На момент принятия Постановления об утверждении нормативного акта – генеральный план должен соответствовать вышеуказанным критериям.

В случае нарушения процедуры установления ЗСО нормативный акт – генеральный план в оспариваемой части, затрагивает права и законные интересы правообладателя земельного участка, находящегося в зоне санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Заинтересованное лицо, права которого затрагиваются генеральным планом вправе признать его недействующим в той мере, в какой при утверждении генерального плана населенного пункта, не был соблюден порядок установления границы зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.